ул. Почаинская, 20
8 910-79-10763
По будням с 9 до 18 часов

arxpraktika@mail.ru

О мозаике

История мозаичного искусства

Мозаика как искусство зародилась в ходе эстетического развития древних цивилизаций в качестве средства украшения и облагораживания мест обитания. Первые украшения из разноцветных глиняных клиньев, вбитых в стены домов, датируются IV тысячелетием до н.э. В Месопотамии мозаичным орнаментом декорировались городские улицы.

1.jpg (2.13 MB)

Мозаика была известна в Китае и Центральной Америке — там ею инкрустировали предметы быта, шкатулки и культовые маски. Изображения создавались из всевозможных натуральных материалов: шлифованных камней, слоновой кости, вулканического стекла, перламутра. По сложности и точности работы эти произведения искусства почти не уступают современным экземплярам. Например, создание ацтекских наборных масок со вставками из агата, яшмы, обсидиана и горного хрусталя требовало долгого кропотливого труда с применением твёрдых натуральных материалов.

Древнеегипетское прикладное искусство во многом основывалось на мозаичной технике. Для инкрустации использовались кусочки дерева и слоновой кости, которыми декорировались предметы быта и культа, а также оружие. Эти украшения стали узнаваемой частью культуры древнего Египта.

Античность

В древних Греции и Риме мозаичное искусство достигло апогея своего расцвета. Мозаика была обыденным украшением в римских домах — по её количеству и красоте можно было судить о благосостоянии владельца. Ею декорировали общественные здания, бани и амфитеатры, выкладывая огромные ковры с сюжетами из обыденной жизни и мифологии. Пол с мозаичным рисунком пришёл на смену земляным и каменным полам. Совершенствовались техники изготовления и укладки.

В Античный период окончательно сформировались основные принципы создания мозаики. Она была так распространена, что римским мастерам приходилось искать способы повышать производительность труда, чтобы соответствовать рыночному спросу. Так произошёл переход к использованию при укладке модулей одинакового размера, от которого зависит стилизация картины. Этим принципам мозаичисты следуют и по сей день.

Процесс мозаичного производства проходил в два этапа:

  1. Накол модуля — монотонный труд по подготовке и сортировке тысяч тессеров — одинаковых кусочков будущего изображения. Он не требовал художественной мысли, поэтому им занимались рабы.
  2. Создание мозаичного ковра — за него брались художники-ремесленники. Они укладывали модули в известковый раствор, меняя их форму при необходимости. Полученная картина дополнительно отшлифовывалась абразивными материалами. Эта техника получила название «римская».

741.jpg (2.25 MB)

Византийская мозаика

Если в древнем Риме мозаика выполняла утилитарную функцию, то в Византии она стала применяться в культовом искусстве. Ей уделяли особое внимание при украшении храмов. Изображения выкладывались не из мрамора с цветным стеклом, а из смальты, которая даже воспевалась как неразрушимый материал божественного происхождения.

646.jpg (2.08 MB)

Византийское мозаичное искусство отличается монументальностью и отвлечённостью образов. Античной мозаикой украшались в основном дома, это были картины небольших размеров с простыми повседневными сюжетами. В Византии же мозаичными полотнами декорировались купола и стены храмов, а тематика изображений была исключительно религиозная — сцены из священных писаний, образы святых, а также их деяния. Площадь картин составляла сотни квадратных метров, вкупе с неровной техникой укладки такие мозаики предназначались для восприятия с большого расстояния.

Византийская империя поставила мозаичное искусство на службу христианству, с которым будет связано его дальнейшее развитие.

Смальта

Основной материал, из которого выполнялись византийские мозаики — глушенное непрозрачное стекло, не меняющее внешнего вида с течением времени. Отсюда название — «вечная живопись». Смальту получали искусственным путём, выплавляя в печах, затем выливая на металлические поддоны, где смесь остывала, после чего её раскалывали на модули. Размеры модулей зависели от потребностей художников-мозаичистов — от нескольких миллиметров до нескольких дециметров.

Смальта придаёт изображению уникальные свойства, недостижимые другими способами или материалами. Её особая текстура наряду с полировкой обеспечивали камню глубокий и сочный цвет, характерный только для него. На основе смальтовых мозаик была разработана одна из самых распространённых мозаичных техник — флорентийская.

Флорентийская мозаика

Эта техника появилась в эпоху Возрождения, и названа в честь того места, где её придумали и усовершенствовали. Изначально для неё использовался лёгкий южноевропейский мрамор, но по мере распространения разнообразились и применяемые материалы. Например, на всемирной выставке в Париже в 1911 году русские мозаичисты представили произведения во флорентийской технике с вкраплениями уральских самоцветов. Эти изделия произвели такое впечатление на публику своей красотой и насыщенностью цветов, что подобная техника получила название «русской».

В наши дни античную, византийскую и флорентийскую мозаику принято объединять под общим названием «классическая». Сюда также входят классицизм, неоклассицизм, ампир, барокко и схожие направления. Эти техники базируются на общих принципах, и различаются только по своим целям и задачам. Классической мозаике противопоставлено направление, появившееся совсем недавно — модерн.

46.jpg (2.05 MB)

Модерн

Этот стиль появился как противопоставление классическим традициям. В мозаичное искусство модерн привнёс новые материалы — керамику и фарфор, а также отрицание устоявшихся форм и прямой геометрии. Вновь начали использоваться модули разного размера и формы — от простых фигур до причудливо вытянутых и искривлённых элементов. Ярким примером искусства в стиле модерн являются произведения испанского архитектора Гауди. Он известен не только поражающими воображение сооружениями, но и уникальными мозаиками, которые создают идеальную гармонию с экзотической архитектурной средой.

16.jpg (2.08 MB)

Главные нововведения модерна — это отказ от старых техник кладки, поиск новых геометрических решений и новых материалов.

Мозаика в России

Мозаичное искусство в России насчитывает более чем тысячелетнюю историю, и всегда ассоциируется с роскошью и царственностью. Первые полотна появились в Софийском соборе в Киеве (XI век), они до сих пор удивляют своей монументальностью и чистотой. Через 50 лет мозаикой был украшен киевский собор Архангела Михаила, и там созданием изображений занимались исключительно русские мастера.

6.jpg (137 KB)

С XII по XVII века мозаичное искусство в России находилось в упадке из-за частых татаро-монгольских нашествий и постоянной смуты. Лишь к середине XVIII века началось его возрождение усилиями Ломоносова, который сумел самостоятельно разработать технику варки смальты и поставить её на крупномасштабное производство. Среди мозаичных полотен Ломоносова — известная картина «Полтавская баталия», портреты Шувалова и Петра I.

Но инициатива Ломоносова постепенно сошла на нет, и только спустя сто лет вновь начался подъём мозаичного искусства в связи со строительством Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге. Его стены были выложены уникальными мозаиками на основе смальты в сочетании с масляной живописью. Для их создания были специально приглашены итальянские мастера. Рецептура Ломоносова тоже нашла своё применение в изготовлении смальты для храма.

После этого мозаика в России стала динамично развиваться. Началось производство смальты в больших объёмах, сформировались характерные черты русского стиля. Апогеем развития стал Храм Воскресения Христова — самое выдающееся произведение мозаичного искусства не только в России, но и в Европе.

Мозаика в XX веке и в наши дни

В советскую эпоху, когда влияние религии на искусство снизилось до исторического минимума, мозаика перестала быть чем-то сакральным. Смальта из дорогостоящего материала для уникальных произведений искусства превратилась в обычный стройматериал. Ею выкладывались общественные сооружения — дома, станции, вокзалы, и даже автобусные остановки. Эти полотна стали визитной карточкой советской архитектуры наряду с брутализмом.

24.jpg (2.11 MB)

В наши дни мозаика остаётся элитарным искусством. Её история, насчитывающая несколько тысячелетий, обеспечила современным людям богатство техник и стилей. Они находят широкое применение в нынешней архитектуре и дизайне.